Как подобрать диск для грузового автомобиля

Диски для грузовых автомобилей по своему принципу аналогичны решениям для легкового транспорта. Однако из-за особенностей крупного транспорта к ним предъявляются более высокие требования по выносливости. Это объясняется повышенной нагрузкой на колеса от самого грузовика и прицепа. Учитывается специфика задач по перевозке грузов, которая отличается от традиционного передвижения по городским дорогам. Диски обязаны соответствовать предъявляемым требованиям, так что к выбору нужно подходить предельно внимательно.

Особенности грузовых дисков

Диски для грузовых машин включают в себя два элемента:

  • обод для установки шины;
  • фланец, отвечающий за надежный крепеж конструкции на ступице.

В продаже есть модели без фланцев. Крепеж тут гарантируют упоры, плотно прижимающие обод к полым дискам.

Разновидности дисков для грузовых автомобилей

Диски для грузовиков классифицируют сразу по нескольким критериям:

  • по возможности использования с конкретными типами шин – для камерных и бескамерных вариантов;
  • по типу конструкции и наличию составных частей – монолитные и разборные;
  • по методу производства – литые, штампованные или кованые.

Сравнение дисков

Диски для бескамерных шин могут похвастаться меньшим весом и более высоким уровнем безопасности, чем у традиционных моделей для камерных покрышек. Но последние выгоднее при покупке и к ним предъявляются меньшие требования по совместимости с конкретными шинами (достаточно совпадения размеров).

В плане конструкции, разборные модели считают менее безопасными по сравнению с неразборными. Это обусловлено наличием отдельных соединенных элементов, снижающих надежность колеса.

Между штампованными, литыми и коваными моделями существуют серьезные отличия, связанные с использованием разных технологий изготовления. На грузовики ставят штампованные модели, как наиболее надежные и наименее дорогие.

Стальные штампованные диски прочнее конструкций из сплавов, легко поддаются корректировке после деформации, а также обладают повышенной устойчивостью к боковым ударам.

На современных грузовиках все чаще устанавливают литые диски, которые помогают снизить расход топлива на больших дистанциях за счет уменьшения общего веса колеса.

Говоря о материале, отдельно стоит рассмотреть легкосплавные решения. Они примерно на 30% легче изделий из обычных черных металлов.

Внешние признаки

Диски для камерных шин предполагают плоскую посадочную поверхность, расположенную под малым углом в 5 градусов. На бескамерных моделях посадочные полки располагаются под наклоном, формируя с горизонталью угол 15 градусов. Это обусловлено спецификой использования конкретных типов покрышек, так что модели не взаимозаменяемы.

Вентиль для накачивания колес в решениях для бескамерных шин устанавливается непосредственно на диске. Если же в диске просто есть отверстие для вывода вентиля шины, то он рассчитан на работу с бескамерными покрышками.

Важную роль в эксплуатации играет метод центровки. Она может осуществляться только по центральному отверстию, только по месту крепежей или по обоим параметрам сразу.

Как определить соответствие диска шине

Чтобы колесо могло работать нормально, необходимо соблюдать соответствия отдельных параметров его составных частей.

Это касается конкретных силовых показателей:

  • предельная нагрузка;
  • предельная скорость движения.

Разумеется, детали обязаны иметь подходящие сопрягаемые размеры. Нужно сопоставить размер применяемой шины, ширину диска и характеристики посадочного отверстия. Отдельно рассматривают дополнительные характеристики по типу вылета консоли. Именно они определяют возможность фиксации элемента на разные ступицы.

Типоразмеры дисков для грузовых автомобилей рассматривают в рамках двух категорий:
Допустимые типоразмеры ограничены требованиями по надежной фиксации шины на диске. Возможность ее проворачивания должна быть полностью исключена. Несоответствия предъявляемым требованиям негативно скажутся на работе всего грузового автомобиля.

Опытные водители руководствуются негласным правилом подбора, при котором посадочная ширина диска подбирается таким образом, чтобы она была на 30% меньше ширины профиля шины. Так удается свести к минимуму износ резины при эксплуатации автомобиля.

В том случае, если шины и диски не соответствуют друг другу по тем или иным параметрам, владельцы рискуют столкнуться со следующими последствиями:

  • серьезные отличия пятен контакта на разных колесах;
  • несовпадение инерционных характеристик;
  • сложности в управлении грузовиком, при которых машина уводится в сторону;
  • повышение вероятности серьезной деформации резины с последующим нарушением распределения нагрузки на ходовую часть.

Если же требования были соблюдены, можно рассчитывать на долгую и стабильную эксплуатацию машины с максимальной безопасностью.

Критерии выбора колес

Безопасную и стабильную эксплуатацию грузового автомобиля можно обеспечить лишь при внимательном подборе колес. Рассматривая диски, учитывают ряд параметров:
Имеет смысл перед покупкой изучить рекомендации производителей автомобиля и шин. Нередко в спецификациях указываются конкретные характеристики или даже модели подходящих дисков.

Несоблюдение указанных рекомендаций и размещение неподходящих дисков чревато негативными последствиями для грузового автомобиля. Элемент может попросту не подойти для крепления на ступицу. Но даже если диск удалось зафиксировать, вероятность серьезных повреждений ходовой и возникновения аварийных ситуаций многократно увеличивается. Поэтому при наличии сомнений желательно предварительно получить консультацию специалиста.

Вылет колеса

Новые диски должны иметь вылет, соответствующий стандартным заводским значениям. Нарушение этого правила приводит к изменению колеи, ухудшению управляемости и неправильному положению всего собранного узла. Последнее может стать причиной задевания шиной за внутренние узлы машины во время передвижения по дорогам.
Вылет зачастую меняется после размещение на передней оси шин большей ширины. В частности, колеса с шириной обода 11.75 формируют вылет 120 мм. Изделия этого типа подойдут полуприцепам с дисковыми тормозами.

Для полноценных же грузовиков известных марок рекомендуется использовать колеса с вылетом 135 мм. А изделие на 120 мм увеличит ширину колеи на 30 мм, дополнительно изменяя показатели управляемости. Данная закономерность обусловлена особенностями движения оси при повороте. Для каждого колеса предусматривается своя траектория движения, меняющаяся при корректировке ширины колеи. И если этого не удастся избежать, одно из колес может потерять сцепление с поверхностью и начнет скользить.

Ширина обода

Важным условием считается соответствие ширины обода установленным параметрам для конкретного транспортного средства. Менять это значение нужно очень аккуратно, поскольку скорректированный обод может не подойти для использования вместе со стандартной шиной. Желательно всегда придерживаться требований производителя, указанных в спецификациях к транспортному средству.

Если ширина обода не будет соответствовать нужным значениям, появляются риски неправильной работы покрышки и ее раннего износа. В частности, подобное наблюдается при использовании шин 315/80 R22.5 на ободе с шириной 8.25 дюйма на максимальных нагрузках. При таком типоразмере допустимо использовать диски с шириной обода в пределах 9.0-9.75 дюйма. Если же обод уже, то на борт начинает действовать повышенная нагрузка, разрушающая конструкцию. К тому же в этом случае возникают риски плотного соприкосновения боковых частей сдвоенных шин под действием определенной нагрузки. И ресурс таких покрышек сокращается до нескольких недель.

Не стоит также использовать диски с разной шириной обода на одной оси. Смешение этих показателей приведет к неравномерному распределению нагрузки и раннему износу отдельных шин.

Грузоподъемность и крепление колес

Эксплуатация грузового транспорта связана с повышенными нагрузками на ходовую часть и колеса в частности. При этом представленные на рынке диски имеют разные показатели грузоподъемности, которые определить по внешнему виду бывает очень непросто.

Сложнее всего дело обстоит с многосоставными колесами, имеющими плоский обод. Даже у очень схожих по маркировке решений разница в работе с нагрузкой достигает 500 кг.

Распространенное решение по замене грузового колеса типа V или W вездеходной моделью SDC приводит к потере почти 2000 кг нагрузочной способности. И если не уделить этому аспекту достаточного внимания, есть риск столкновения с не самыми приятными последствиями в будущем. В частности, эффективность и экономическая выгодность грузового автомобиля серьезно снизится. К тому же, неподходящие характеристики приведут к быстрому разрушению резины в рамках эксплуатации.

Не меньшее внимание стоит уделять рассмотрению креплений диска к ступице автомобиля. Для фиксации могут применяться гайки плоского, конусного или сферического прилегания. Они не взаимозаменяемы, так что важно следить за совместимостью. Попытки обеспечить крепеж неподходящим способом чреваты внезапным отсоединением колеса от ступицы при сборке или даже во время езды (что приведет к очень серьезной аварии).

Маркировка колес

Все колеса для грузовых автомобилей имеют свою маркировку, несколько упрощающую процесс подбора дисков. Вылет стандартных сдвоенных колес предусматривает вместо классического знака ET обозначений IS (Inset) и OS (Offset).

Маркировка IS (Inset) указывает на то, что колесо имеет положительный вылет, а внутренняя поверхность выполняет функции привалочной плоскости.

Отрицательный вылет обозначается как OS (Offset). Это же указывает на то, что привалочная плоскость располагается на внешней поверхности.

Многие производители не указывают на изделиях всю информацию по характеристикам. В базовом обозначении можно увидеть лишь ширину и диаметр расположения посадочных полок. Иногда дополнительно указан вылет.

Данные о доступных методах крепежа изделия на ступице и параметрах крепежных отверстий обычно упускаются. Тем не менее, всю необходимую информацию всегда можно отыскать в каталоге товаров по коду изделия.

Описанные ограничения могут усложнить жизнь неопытному владельцу, так что лучшим вариантом при подборе колес будет консультация с сотрудниками официального дилерского центра. Мастера смогут точно определить параметры грузоподъемности конкретного автомобиля и порекомендуют решение, соответствующее характеристикам ходовой части.